Текст сценария
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ
(Сценарий литературно – музыкальной композиции).
М О С К В А
2 0 0 2
Предлагаем Вашему вниманию литературно – музыкальную композицию, которая предназначена для постановки на сцене ДК и клубов ВОС. Для ее осуществления необходимы: 1 ведущий, 2 – 3 чтеца, коллективы художественной самодеятельности - оркестр русских народных инструментов, академический хор, хор русской песни, солисты.
На сцене: столик для ведущего, рояль, микрофоны для ведущего и выступающих коллективов. На заднике – плакат, на котором нарисована тройка на фоне русского пейзажа.
Перед сценой по обеим сторонам – два стола, у каждого – по пять стульев.
В записи звучит «Тройка» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Музыка стихает. Занавес открывается.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Коллективы художественной самодеятельности приготовили для вас литературно – музыкальную композицию «Вот мчится тройка удалая», которую вы сейчас услышите.
Русская тройка – национальная российская конная упряжка и, одновременно, символ нашей страны. Это чисто русское изобретение, и появилось оно в середине 18 века.
Если я спрошу, кто сочинил песню «Вот мчится тройка почтовая», или, скажем, «Степь да степь кругом», то, наверняка, от большинства слушателей услышу ответ – «это песни народные». Действительно, все это песни народные. Поются они повсеместно, поются с давних пор. Народ их любит, помнит, передает по наследству новым поколениям как свое духовное достояние. Однако это не означает, что песню сочинил весь народ, что у нее не было авторов: того, кто придумал слова и того, кто положил их на музыку.
Такие авторы были, только имена их остались или никому не известными, или забылись. А песня пошла и стала народной.
Одни слова народ сокращал, другие поправлял, заменял, добавлял свои, иногда переставлял куплеты.
Ведущий: Отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» читает………
…И какой же; русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все! – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно - чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет,—только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и. косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...
Ведущий: Эти строки, несомненно, самое великое изображение русской тройки, изображение, ставшее символом. Это не только русская тройка, это уже – Россия. Ясно, что это сверхгениальное гоголевское создание связано с русской народной поэзией, с песнями о тройках и ямщиках, поющих удалые и заунывные песни. Ясно и то, что в великую русскую поэзию ввел эту тему А.С. Пушкин. Помните: «По дороге зимней скучной тройка борзая бежит…» «Зимняя дорога» А.С. Пушкина впервые напечатана в 1826 г. в журнале «Московский вестник», а в 1831 г. А. Алябьев написал музыку. Послушайте «Зимнюю дорогу» В.Я. Шебалина в исполнении хора.
Номер.
Чтец: С полей уснувших свежестью ночной
Повеяло. Во мраке тонет взгляд,
И тучки носятся внимающей толпою
Вокруг луны, и звездочки горят…
Чу! Звуки. Что это? Знакомая, родная…
Так это наша песнь. От юношеских дней
На думу каждую я слышал отклик в ней
И тосковал, ее тоске внимая.
Под страшной ли грозой ты, песня, сложена,
Иль под разгул широкого веселья –
Ты с беззаветною отвагою дружна,
Или с тоской тяжелого похмелья
Ты русской, бойкою задумана душой.
Невзгодушка, тоска, обида, плач разлуки,
Обман надежд и сердцу вечный упокой,
Презрение судьбе и жизнь - все ты в звуки
Перелила…
Ведущий: Хор исполнит русские народные песни «Горы» и «Светит светел месяц».
Номер.
Ведущий: Знаменита «Тройка», облетевшая всю Россию – создание декабриста Федора Глинки: «Вот мчится тройка удалая в Казань дорогой столбовой»… Но кто же сочинил музыку на текст Федора Глинки? Редкие назовут композитора – Алексея Николаевича Верстовского, автора опер «Аскольдова могила», «Громобой» и других. Песню на стихи Ф. Глинки он написал в 1828 году, и она сразу стала народной.
Чтец: Звенит, гудит, дробится мелкой трелью
Валдайский колокольчик удалой…
В ней слышится призыв родной –
Какое-то разгульное веселье
С безумной, безотчетною тоской.
Кто едет там? Куда? С какою целью?
Зачем? К кому? И ждет ли кто-нибудь?
Трепещущую счастьем грудь
Смутит ли колокольчик звонкой трелью?
Спешат.. Летят.. Бог с ними! Добрый путь!
Ведущий: Песню «Вот мчится тройка удалая» исполнит………….
Номер.
Ведущий: Для вас звучит песня «Над полями да над чистыми». Муз. народная, слова А. Рославлева. Поет…..
Номер.
Ведущий: Вскоре в Петербургском альманахе «Новоселье» появилась другая знаменитая «Тройка». Эту написал друг Пушкина – очень известный в ту пору поэт, Петр Андреевич Вяземский. Стихотворение начинается словами: «Тройка мчится, тройка скачет, вьется пыль из-под копыт». Музыку написал Павел Петрович Булахов, обладавшим прекрасным тенором и сочинявший романсы и песни.
Чтец: Ну ж, ямщик, пристегни коренную.
Что насупился? Вдаль погляди!
Что за ширь! Ну-ка песню родную,
Чтобы сердце заныло в груди.
Чтобы вышли проклятые слезы,
Те, что гнетом легли над душой,
Чтобы вдаль, под небесные грозы,
Нам лететь бесконечно с тобой.
Ведущий: Поет……….
Звучит песня «Тройка мчится, тройка скачет» в исполнении солиста.
Чтец: Пыль столбом кружится, вьется
По дороге меж полей.
Вихрем мчится и несется
Тройка борзая коней.
А ямщик, разгульный малый,
Шапку на ухо надел
И с присвистом, разудалый,
Песню громкую запел.
Ведущий: Музыка Александра Гурилева, слова Константина Бахтурина «Песня ямщика» («Аль опять не видать прежней красной доли») Исполняет………….
Номер.
Чтец: Тускло месяц дальний
Свет сквозь туман.
И лежат печально
Снежные поля
Белые с мороза
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок.
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
Ведущий: Послушайте «Тройку» («Вот на пути село большое») на слова Н. Анордиста. Музыку этой песни написал Петр Петрович Булахов, обладавший не только прекрасным тенором, но и замечательным композиторским дарованием.
Ему-то суждено было прославить эту талантливую семью музыкантов.
Номер.
Ведущий: Расскажу еще об одной популярной «Тройке». В 1848 году вышла книжечка стихотворений Григория Малышева. Он не был профессиональным поэтом. В книжечке помещено стихотворение «Свидание через пятнадцать лет». Пятнадцать лет не был дома молодой воин. И вот неожиданно входит, неузнанный, в круг родных и открывает себя. Книжке стихов предпослано предисловие, из которого узнаем, что Малышев с семи лет был разлучен с родными и отдан в казенное заведение, а, достигнув семнадцати лет, участвовал в турецкой войне, а позже – в польской кампании. Очевидно, в стихотворении рассказывалась судьба самого Малышева. Послушайте «Тройку» на стихи Малышева («Звенит звонок, и тройка мчится»). Музыку на эти слова, наверное, написал сам поэт, поскольку он служил регентом в придворной капелле. Поет…..
Номер.
Ведущий: Глубоко и совершенно по-новому повернул эту тему в одном из своих ранних стихотворений Н.А. Некрасов. В его стихотворении «Тройка» не ямщик поет о своей любимой. Тут поэт говорит о судьбе крестьянской девушки, сердце которой забилось при виде тройки, уносящей красавца – корнета.
Некрасовское стихотворение – это предсказание ее будущей трагической беспросветной судьбы.
Чтец: Эй, помчались! Кони бойко
Бьют копытом звонкий лед.
Разукрашенная тройка
Закружит и унесет.
Солнце, над равниной кроясь,
Зарумянится слегка.
В крупных искрах блещет пояс
Молодого ямщика.
Ведущий: «Тройку» («Что ты жадно глядишь на дорогу») на слова Н.А. Некрасова и музыку А. Дюбюка исполняет……………………
Номер.
Чтец: Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса – подруга.
Уж как встретит она гостя
Утренней зарею.
Обоймет его стыдливо
Белою рукою.
Опустивши ясны очи,
Друга приголубит.
Вспыхнет тот – и холод ночи,
И весь свет забудет.
Ведущий: «Не брани меня, родная». Муз. А. Дюбюка, слова А. Разоренова. Исп…………..
Номер.
Ведущий: К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую «Однозвучно гремит колокольчик», слова которой сочинил И. Макаров. Поведаю вам грустную историю об авторе этого произведения. И. Макаров был крепостным помещиков Всеволожских. Родился он в 1821 году, в семье ямщика. Отец его служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни. Отец И. Макарова умер в дороге. Замерз. Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик сдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. Его определили в конвойную, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь.
Макарову было 31 год, когда он умер. Так же, как и отец, замерз в дороге. В его мешке обнаружили стихи. Стихотворение «Однозвучно гремит колокольчик» вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева. В 1853 году он написал песню.
Чтец: Ах, колокольчик, колокольчик.
Когда и над моей дугой,
Над тройкой ухарской лихой
Ты зазвенишь? Когда дорога
Широкой лентой раскатясь,
Своими пестрыми столбами
И живописностью кругом
Меня, мой колесистый дом,
Мою почтовую телегу
К краям далеким понесет.
Когда увижу край над Волгой
И с гор на горы мчась стрелой,
Меня утешит песней долгой
Земляк, извозчик удалой?
Ведущий: В исполнении хора звучит песня «Однозвучно гремит колокольчик». (Примечание: возможно сольное исполнение).
Номер.
Занавес закрывается.
Ведущий (на авансцене): А теперь мы сделаем перерыв и проведем викторину «Знаете ли вы русскую тройку?» Мне нужны два команды. Сидящие слева будут называться командой «Рысаки», а справа – «Скакуны».
Уважаемые «рысаки»! Вы выбираете пять человек, которые сейчас сядут за левый стол. Дорогие «скакуны»! Ваша делегация сядет за правый стол. Каждая команда выберет себе капитана.
Команды рассаживаются за столы. Капитаны подходят к ведущему.
Ведущий: Проведем жеребьевку. У меня в коробке два шахматных коня – белый и черный. Кто вытащит белого – тот и начинает игру.
Проходит жеребьевка.
Теперь я буду задавать вопросы обеим командам по очереди. Каждой – одинаковое количество. Если команда, которой адресован вопрос, не отвечает на него, то право ответа передается второй команде. Если и она не справится с вопросом, то ответить может кто-нибудь из болельщиков первой команды, но тогда команда получит не целое очко, а только половину. Если ответа нет – тогда могут попытать счастья болельщики второй команды. Начали.
1. (желательно, «скакунам»). В какой области России разводят орловских рысаков? (В Воронежской).
2. (желательно, «рысакам»). В какой местности России разводят арабских скакунов? (В Ставропольском крае)
3. Как называется центральная лошадь в тройке? (Коренник)
4. Как называются лошади, впряженные по бокам? (Пристяжные)
5. Каким аллюром идет коренник? (Рысь)
6. Каким аллюром идут пристяжные? (Галоп)
7. Назовите часть упряжи, при помощи которой соединяются оглобли и дуга с хомутом? (Варианты ответов: тяжи, гужи, вожжи). Ответ: гужи.
8. Как называется ремень, которым затягивается нижняя часть хомута? (Варианты ответа: подпруга, чересседельник, супонь). Ответ: супонь.
9. «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая, Ямщик сидит …, в тулупе, в красном кушаке» (Из какого произведения отрывок, кто автор, на чем сидит ямщик?) Ответ: «Евгений Онегин», А.С. Пушкин, на облучке. (Полный ответ на этот вопрос принесет команде три очка.
10. «Саврасушка, трогай, натагивай крепче …! Назовите произведение, кто автор, какое слово пропущено? (Мороз –красный нос, Н.А. Некрасов, гужи. (И этот вопрос тоже на три очка).
11. Найдите ошибку в тексте. «…Во второй половине 17 века тройка была официально узаконена для перевозки пассажиров, курьеров и почты. Она запрягалась в сани, карету, возок, телегу, тарантас….» Ответ: Тройку никогда не запрягали в карету.
12. Найдите ошибку в тексте. «…Поддужные колокольчики выполняли несколько функций. Они предупреждали о стремительном приближении тройки, отпугивали хищников, а также играли эстетическую роль…» Ответ. Колокольчики не отпугивали хищников.
13. Где на сбруе чаще всего крепились бубенцы? (Их помещали на шее лошади, на специальных ошейниках, арканах, ожерельях или подгарках).
14. А где находились колокольчики? (Под дугой коренника)
15. (запас) Где разводят русских тяжеловозов? (В Нижегородской области)
16. (запас) Как называется утолщенная часть колеса с отверстием, в которое вставляется ось повозки? (Варианты: обод, чека, ступица). Ответ: ступица.
17. (запас) «Опять как в годы золотые, три стертых треплются … И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи»(Назовите стихотворение, из которого взят отрывок, кто автор, какое слово пропущено?) «Россия», А. Блок, шлеи.
18. И теперь последний вопрос. Назовите пословицы, поговорки, в которых упоминаются тройка, лошади, упряжь, сбруя. Команда, последней назвавшая пословицу, получает очко.
Примечание: возможные варианты пословиц и поговорок:
• Конь о четырех ногах, и то спотыкается.
• Баба с возу – кобыле легче.
• Готовь летом сани, а зимой – телегу.
• Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
• А воз и ныне там.
• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.
• Что с воза упало, то пропало.
• Вожжи держать легче, чем бразды правления.
• Недолга оглобля, а до Москвы доедет.
• Не в коня корм тратить
• Не в свои сани не садись
• Не в свои оглобли не впрягайся
• Не верь вору, что божится, он и кнута не боится
• Не воз едет, а овес везет
• Не догонишь и конем, коль опоздаешь одним днем
• Не спеши ехать, торопись кормить
• Не тот конь плох, что спотыкается, а тот, что падает
• Не тужи, наживешь и ременные гужи
• Не удержался за гриву – за хвост не удержишься
• Не узда коня держит – седок
• Не устала кобыла, что до Киева сходила
• Неказиста кляча, да в беге хороша
• От сплетен и на коне не ускачешь
• От хозяйского глаза и конь добреет
• Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила
• Оттого телега запела, что давно дегтю не ела
• Пеший конному не товарищ
• Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.
• Рано взнуздал, да поздно выехал
• Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут
• С хвоста хомута не наденешь
• С чужого коня среди грязи долой
• Садись в дровни да поезжай по свою ровню
• Сани заартачились, оттого и лошадь стала
• Саночки расписные, а дома есть нечего.
• Сбил, сколотил – вот колесо. Сел, поехал – ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат.
• Щекотливой лошади всегда берегись.
Звучит фонограмма. П.И. Чайковский. Симфония №1. Часть 1. «Грезы зимней дорогой».
Занавес открывается.
Ведущий: Время шло. Традиционный жанр ямщицкого романса - жалобы влюбленного ямщика - усложнялся, обретал характер все более и более трагический. Крестьянский поэт Иван Захарович Суриков написал стихотворение:
Степь да степь кругом.
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Умирал ямщик…
Если вспомнить судьбу И. Макарова, станет понятно, что стихотворный рассказ Сурикова взят как бы из самой жизни. Песню на суриковские слова написал С.П. Садовский.
Песня звучит в исполнении хора русской песни….
Звучат еще 2 – 4 песни в исполнении того же коллектива, например:
«У церкви стояла карета»
«По Муромской дорожке»
»В лунном сиянии снег серебрится»
«Ехал из ярмарки ухарь – купец», и т.п.
Ведущий: Вслед за Суриковым о трагедии ямщика рассказал ярославский поэт – демократ Леонид Николаевич Трефилев в стихотворении, которое так и называется «Ямщик» («Когда я на почте служил ямщиком…») Другое стихотворение Трефилева начинается словами: «Вот мчится тройка почтовая по Волге-матушке зимой». Кто написал музыку на эти слова, пока не установлено.
Для вас звучит «Вот мчится тройка почтовая». Исполняет……
Номер.
Послушайте песню «Ямщик».
Номер.
Ведущий: Среди русских народных песен, элегических и удалых, песням о тройках принадлежит особое место. Эти песни о песнях. Их поют ямщики, повествующие о своей горькой доле, или раскрывающие богатство своей души. В их лице поет сам народ. Это песни народные о народе. Бесконечная тема. К ней причастны: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.А. Блок.
Удивительно, в наш век автомашин, летательных аппаратов, обгоняющих скорость звука, космических ракет, когда тройка никого не удивит быстротой, песни про тройку по-прежнему удивляют и радуют, и заставляют задуматься, а иногда погрустить. Что ж, это свойство поэзии истинной. Она всегда современна, ибо в песнях о тройке вылился русский национальный характер, явилась душа народа, весь жар, весь размет его чувств. И хоть нет уже ни той жизни, ни троек, ни ямщиков – песня живет и звучит над миром и, как сказано у Гоголя, «вьется около сердца».
Чтец: Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные…
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,—
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Ведущий: Оркестр русских народных инструментов исполнит композицию «Венок русских песен».
Номер.
Фонограмма - «Тройка» Г. Свиридова.
Ведущий: К сожалению, наш вечер подходит к концу. Я хотел бы еще раз назвать коллективы, подготовившие нашу композицию, и поблагодарить их за прекрасный концерт. Итак, в вечере приняли участие: (перечисляет коллективы).
А вас, дорогие зрители, мы все благодарим за внимание и чудесный прием. Cпасибо вам, и до свидания.
Занавес закрывается.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В композиции дополнительно могут быть исполнены «эстрадные» ямщицкие песни:
«Бубенцы» (Муз. В. Бакалейникова, сл. Кусикова).
«Ямщик, не гони лошадей» (Муз Я.Фельдмана, сл. Н. Риттера).
«Живет моя отрада» (Муз. Н. Шишкина, сл. неизв. автора).
«Сани» (Муз. Родионова, сл. Хавкина).
«Оседлаю коня» (Муз. А. Варламова, сл. А. Тимофеева)
«Запрягу я тройку борзых» (муз. И. Лазарева, сл. Фадеева),
Дуэт из оперетты Н. Стрельникова «Холопка».
Русские народные песни:
«Что так скучно, что так грустно»,
«Ну, быстрей летите, кони»,
«Это было давно».
Эти песни уже не о ямщиках, а о седоках. Возникли они в конце 19 – начале 20 вв. Большинство этих песен – эстрадные, имеющие мало общего с теми подлинно народными песнями, которые были созданы в 1 половине 19 века и распеваются до сих пор.
В композиции использованы стихи русских поэтов:
А. Кольцова. Я. Полонского, П. Вяземского, В. Чуевского, Е. Ростопчиной, А. Блока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ганулич А. Русская тройка // Охота: Журнал. – 1998. –
№ 5. – 5 с.
2. Русская тройка // Коневодство Тамбовского края. – 2001. - № 6. – 6 с.
3. Андроников И. Четырнадцать русских «Троек»// Собрание сочинений. – Т.2. – М.,1981. – С. 95 – 106.
4. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.П. Аникина. – М.,1988. – 431 с. – (Классики и современники).
Автор – составитель:
Методист
Анфилофьев Л.М.