3 февраля в КСРК ВОС царило необычное оживление: в коридорах можно было увидеть дам в бальных платьях и сверкающих диадемах, кавалеров во фраках и цилиндрах, крестьян в живописных русских одеждах. А в фойе малого зала КСРК ВОС публика спешила приобрести последние билеты на премьеру оперного спектакля «Евгений Онегин», которую давал московский музыкально-поэтический театр КСРК ВОС «Опера белиссима». Зал был полон. Гости по нарядности одежд могли бы посоперничать с героями на сцене. Только с поправкой в моде на два века. С приветствием ко всем обратился заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель КСРК ВОС – Хаялетдинов Анатолий Николаевич. Забегая вперёд скажу, что в финале президент ВОС – Владимир Васильевич Сипкин поблагодарил коллектив театра за работу и доставленное удовольствие.
Спектакль стал премьерным в нескольких отношениях. К нему был подготовлен открытый тифло комментарий. Он звучал в записи перед каждой картиной оперы. Создали его незрячие артисты – театрально-музыкальный дуэт «Совпадение»: Лариса Овцынова и Геннадий Карцев. Они же и открыли спектакль поэтическим диалогом поэта и музы. В течение всего действия они вводили зрителей в атмосферу меняющихся картин посредством монологов и диалогов, составленных из цитат «нерукотворного памятника», воздвигнутого А. С. Пушкиным.
Образы одной из самых любимых и популярных русских опер на сцене воплотили незрячие артисты: Елена Мартиросова – Татьяна, заслуженный артист России Алексей Волжанин – Ленский, Константин Филичкин – Зарецкий. Они работали в тесном тандеме со своими коллегами без нарушения зрения: солист Большого театра Александр Полковников – Онегин, заслуженный артист России Николай Пронин – Гремин. Лариса Волжанина – Ольга, Сергей Бобрышев – живописный Трике.
Необычны были и находки режиссёра спектакля – Дианы Шнуровой, которые уводили зрителя прочь от сложившихся стереотипов. Вместо привычного летнего сада объяснение Онегина с Татьяной произошло в одной из комнат дома Лариных, потому что уже наступила зима. Свою знаменитую песню «Девицы-красавицы» хор девушек поёт, наряжая ёлку вместе с Ленским и Ольгой. Перед тем как написать письмо, Татьяна гадает. В зеркале ей видится силуэт Онегина. Это окончательно убеждает её, что Евгений ей послан свыше. Окончив письмо, она становится на колени и приносит своеобразный обет верности своему суженому.
После того Как Онегин встречается с Татьяной на Петербургском балу, происходит его духовное прозрение. Момент этот подчёркнут тёплым золотистым светом, который как луч надежды льётся в просвет между половинками занавеса из покоев Татьяны. Она стала великосветской дамой, но не утратила душевной чистоты, теплоты и в то же время твёрдости и верности. Не это ли мечтает найти каждый из нас в своих любимых, не таких ли качеств искал в своём идеальном женском образе сам Пушкин. А ведь классика она потому и классика, что на все времена. В подтверждении этого звучит мнение одной из зрительниц: «История героев романа - это повесть о любви, ревности, уязвлённом самолюбии, не понимании друг друга и душевном благородстве – в общем, вечная история».
Особую роль в спектакле играл свет. Благодаря ему, имея минимальное количество декораций и видеоэффектов, было достигнуто максимальное погружение в атмосферу каждого момента действия. Например синий мертвящий свет холодности и непонимания в утро дуэли Онегина и Ленского, или тепло золотистого света, исходящего от Татьяны во мгле окружающей ночи.
Хочется отметить работу незаурядного концертмейстера – Елизаветы Борисовой. Это искусство, которое помогает артистам блистать в своих образах. Наша Лиза, как ласково называют её в коллективе всегда поможет, поддержит и выведет своей игрой на нужную дорогу в трудную минуту.
Овации звучали долго. Но ещё дольше сохраняться воспоминания о чудесном вечере в компании с Александром Пушкиным, Петром Чайковским и артистами театра «Опера белиссима».