Ты запой мне ту песню, что прежде

Подраздел: Музыка
Автор: Смирнова Л.Н.
Год издания: 2006
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Музыкальный вечер, посвященный творчеству С.Есенина
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Клубы и местные организации ВОС
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО – СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


«ТЫ ЗАПОЙ МНЕ ТУ ПЕСНЮ, 
ЧТО ПРЕЖДЕ…»

Музыкальный вечер, 
посвященный творчеству С.Есенина


МОСКВА
2006
 
 «Я ставлю Есенина рядом с Андреем Рублевым. 
Оба они апостолы певучей человечности, 
оба извлекли из русского быта 
великие художественные образы».
(Поэт-песенник Виктор Боков).
Дорогие коллеги!
В музыкальном вечере, который вы можете провести по данному сценарию, главная роль отводится песне. Поэтому в его подготовке основной удар приходится на самодеятельные коллективы. Дело, надеюсь, увлекательное, найдется солистам-вокалистам академического и эстрадного направления, хору русской песни, вокально-инструментальному ансамблю. Тем более, что выбор велик. Об этом говорит список произведений российских композиторов на стихи Сергея Есенина, который прилагается к этому сценарию. Список далеко не полный, так как охватить столь  объемный материал оказалось весьма непросто. Кстати, если в вашей организации ВОС есть композитор, пишущий песни на стихи С. Есенина, вы сможете познакомить слушателей с его творчеством, что придаст вашему вечеру неповторимую окраску.
Еще одна проблема, с которой вы можете столкнуться – фонограммы «минус». Тут проще всего обратиться к Интернет, или дискам типа «Мастер-караоке».
Вот, пожалуй, и все. Надеемся, что все вы получите удовольствие, так как трудно найти человека, который не любил бы петь и слушать эти песни.


https://yadi.sk/d/2T6p7lIj3UmWqa   Ноты к сценарию (ссылка)


***(*****

Звучит песня А. Петрова на сл. Л. Куклина «Край березовый». На сцену выходят ведущие.

Ведущий: В прошлом году все мы отмечали юбилей самого русского поэта двадцатого столетия – Сергея Есенина. Телевидение и радио посвятили этому событию немало передач, освещая факты биографии поэта, раскрывая тайну его гибели. Только песен, как мне показалось, звучало мало. А ведь поэзия Есенина является неиссякаемым источником, к которому постоянно обращаются наши композиторы.
Ведущая: Да и может ли быть иначе в России с поэтом, который всю свою поэтическую азбуку постигал в просини рязанского полевого и березового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока «Житий святых» и «Евангелия», и бабушки-песенницы. Именно бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть устной и песенной народной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «Русь – малиновое поле».
Ведущий: В автобиографии Есенин писал: «Стихи начал писать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились. И я их переделывал на свой лад». Ведущая: Из-за бабушки в доме вечно ютились всякие странники и странницы, часто захаживали слепцы, которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о женихе, светлом госте из града неведомого», то есть о Христе и о небесном Иерусалиме, городе праведников. 
 «Дедушка пел мне песни, старые, такие тягучие, заунывные. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». 

За ухабины степные
Мчусь я лентой пустырей.
Эй вы, соколы родные,
Выносите поскорей!

Низкорослая слободка
В повечерешнем дыму.
Заждалась меня красотка
В чародейном терему.

Светит в темень позолотой
Размалевана дуга.
Ой вы, санки-самолеты,
Пуховитые снега!

Звоны резки, звону гулки,
Бубенцам в шлее не счет.
А как гаркну на проулке,
Выбегает весь народ.

Выйдут парни, выйдут девки
Славить зимни вечера.
Голосатые запевки
Не смолкают до утра. 
                    
В исполнении хора звучат песни на ранние стихи Есенина (Приложение №1).

Ведущий: В дальнейшем старинные крестьянские песни, городские песни и романсы часто служили истоком для есенинской лирики. Двадцатый век сделал поэзию публичной, разрушив интимность, обязательную прежде при общении читателя с поэтом и поэта с читателем. Вытащенное на эстраду чувство начало лихорадочно искать, чем бы прикрыть свою откровенность. Одно из следствий этого процесса – тот полуроманс, который является сегодня одним из самых популярных лирических жанров, и одним из родоначальников которого можно считать Есенина. Влив в свои стихи несколько капель романсовой неги, Есенин нашел себе «дублера» в лице лирического героя, который время от времени перекладывал для уличной скрипки самые важные для Есенина, самые дорогие ему мотивы.
Ведущая: С годами любовь Есенина к песне росла и крепла. «Приезжая в деревню, - рассказывает сестра поэта Александра Александровна, - Сергей часто просил меня и сестру Катю спеть его любимые песни. Особенно часто просил спеть лирическую любовную «Это дело было летнею порою», увлекаясь, сам подпевал нам».
Песня все больше и больше находит отражение в его поэзии: в ней та же мудрость, глубина, задушевность и музыкальность.  
Ведущий: Сразу после смерти поэта появились единичные песни и романсы на его стихи, а затем и в музыке наступила полоса забвенья. Он - один из самых песенных русских поэтов, стихи которого как бы сами ложатся на музыку, но, тем не менее, не привлекли внимание современных ему композиторов. Почему же это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просмотреть критические статьи тех лет. 
Ведущая: «Кто такой был Есенин? С огромной интуицией, с огромным творчеством – единственный    в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших – ни у кого из современников. И огромная, все ломающая смелость эпитетов, сравнений, выражений поэтических настроений! Сам. Ни у кого не спрашивал. Никому не подражал. Чудесное наследство!». Так писал о поэте писатель А. Серафимович.
Ведущий: Но талант Есенина оценили по достоинству далеко не все его современники. В советской прессе его творчество называли «психобандитизмом». Но главное слово, как всегда, сказали политики. Один из самых влиятельных большевистских вождей Н.И. Бухарин в 1927 году посвятил этому вопросу целую брошюру под названием «Злые заметки». 
Ведущая: «Есенин талантлив?» - спрашивал Бухарин. И сам же отвечал: «Конечно, да… Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей. И все-таки в целом есенинщина – это отвратительная напудренность и нагло раскрашенная российская матершина, обильно смоченная пьяными слезами… Причудливая смесь из «кобелей», икон… религии и хулиганства…, «любви» к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на «широкий размах» (в очень узких четырех стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до «принципиальной» высоты… - вот что такое есенинщина… Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни…».
Ведущий: Это высказывание сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина. Сочувственные голоса стали стихать, а потоки брани – увеличиваться. Вплоть до эпохи «оттепели» стихи Есенина лишь упоминались в очерках истории советской литературы, обычно со знаком «минус» или со множеством оговорок. Они не звучали с концертной эстрады, издавались редко, преимущественно одни и те же. Многие стихотворения и даже целые циклы распространялись, в основном, в рукописных копиях. Так в представлении многих читателей имя Есенина стало ассоциироваться только с «Исповедью хулигана» и «Москвой кабацкой». О Есенине - авторе глубоко искренних и высокохудожественных стихов о России, о русской деревне – забыли. А композиторы того времени уделяли внимание совсем иной поэзии: символистов, футуристов… 
Ведущая: Так продолжалось почти до «оттепели». Лишь в середине 50-х годов советские композиторы снова пришли к Есенину. Особенно знаменательными стали произведения Георгия Свиридова, среди которых особое место занимает «Поэма памяти Сергея Есенина».
Ведущий: О возникновении «Поэмы памяти Сергея Есенина» Свиридов рассказывает следующее: «Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но однажды – а произошло это в ноябре 1955 года – я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепьяно, не вставая, почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели залпом».
Ведущая: О русском, о народном по-русски и по-народному, но в то же время по-своему. Таков принцип выражения Свиридова. Потому истоки его музыки в старинной крестьянской и современной городской песенности. Свиридов открыл и музыкантам, и слушателям нового Есенина – национального художника больших масштабов.
Ведущий: В музыке Свиридова не просто картины русской природы и крестьянского труда и быта, но мысль о могучих богатырских силах, таящихся в русском народе, мечта о лучших светлых днях, которые должны наступить после гроз и бурь.
Ведущая: В выступлении по радио перед первым исполнением «Поэмы памяти Сергея Есенина» автор сказал: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки». 
Ведущий: Эпиграфом к поэме я взял слова Есенина:
Более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла…»

Здесь рекомендуется дать в записи несколько хоров из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Лучше всего воспринимаются слушателями хоры «Поет зима», «В ночь на Ивана Купала», «Молотьба», «Небо как колокол».

Ведущий: Надо сказать, что обращение Свиридова к поэзии Есенина ознаменовало начало возрождения наследия этого замечательного лирического поэта. Сейчас его творчество все шире входят в поле зрения композиторов. На стихи Есенина создано немало произведений, получивших признание у слушателей. Среди них: опера А. Холминова «Анна Снегина» и еще одна В. Агафонникова на этот сюжет, произведения Тихона Хренникова, Ростислава Бойко, Людмилы Лядовой, Николая Кутузова, Анатолия Лепина, Александра Флярковского и многие другие. 
Ведущая: Два цикла романсов на стихи Сергея Есенина были написаны Заслуженным артистом РФ, лауреатом международного конкурса, незрячим композитором Василием Истоминым.
Ведущий: Василий Истомин родился 2 мая 1953 года в деревне Измайловская Плесецкого района Архангельской области. Учился в Грязовецкой школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Во время учебы занимался на баяне и фортепиано, освоил гитару и балалайку, пел. Еще до поступления в школу играл на гармошке. Но главным инструментом стала труба. Именно по классу трубы Василий Истомин с отличием закончил Вологодское музыкальное училище и, затем, Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных у народного артиста России профессора Тимофея Докшицера.
Ведущая: В 1976 году Василий Истомин по конкурсу поступил в оркестр Большого театра, а через два года первым из незрячих музыкантов стал лауреатом международного конкурса. С 1981 года, по окончании аспирантуры, работал солистом Росконцерта.
Ведущий: Сейчас Василий Истомин исполняет обязанности профессора класса трубы Московского Государственного Университета культуры и искусств. А еще Василий Истомин является автором оперы «Русские женщины», постановку которой автор осуществил на сцене ЦДК ВОС в 1995 году к 50-летию Великой Победы, и двух циклов романсов на стихи Сергея Есенина. Первый из них был приурочен к 100-летию поэта.

В исполнении самодеятельного певца звучат романсы В. Истомина «Хороша была Танюша» и «Дорогая, сядем рядом». Ноты романсов прилагаются (Приложение №2).
Этот эпизод можно расширить, представив зрителям местного незрячего автора песен на стихи С. Есенина, если такой есть у вас в организации ВОС.

Ведущий: Без сомнения, в ряду авторов песен на стихи Есенина особое место занимает имя Григория Пономаренко. Еще бы! Зачастую они воспринимаются как народные: настолько органично и естественно соединились в них стихи и мелодия. Слушая или напевая «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», мы даже не задумываемся над тем, кому принадлежат эти мелодии. А между тем автором является композитор, народный артист РСФСР Григорий Пономаренко.
Ведущая: Творчество композитора практически всегда шло от народных традиций. Пономаренко, начинавшему свой путь в музыке «из глубинки», особенно близка в поэзии Есенина ее пленительная, истинно народная, грустная и раздольная песенность, сердечная нежность и ласковость слова, высокая нравственная чистота образов, эмоциональная открытость, простота формы.
Ведущий: В чем секрет жизненности песни? На этот вопрос Григорий Федорович отвечает: «Первоосновой любой песни считаю стихи. В них уже заключена мелодия, дело композитора – ее увидеть и, если она близка его творчеству, его чувствам, дать ей возможность зазвучать…»
Ведущая: Есенин - поэт стихийного органического дарования, но, в то же время, «суровый и строгий мастер», твердо и истово верующий в необходимость строго рассчитанного порядка на территории своей поэтической вселенной.
В одном из писем Есенин писал: «Не говорите мне … , что я перестал отделывать стихи. Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме стал еще более требователен… » 
Это находит полное понимание у Пономаренко-творца. Композитор никогда не стремился к поспешной публикации своих произведений, прорабатывая множество вариантов в поиске какой-то единственной музыкальной фразы. Главное, чтобы песня пелась, и пелась долго. 
Ведущий: Яркий пример - песня «Клен ты мой опавший» - первое прикосновение к поэзии Есенина. Созданная в 1954 году, она впервые прозвучала лишь спустя десять лет в исполнении русского народного хора Волгоградского тракторного завода.
Ведущая: Песня имела огромный успех. Композитор уловил главное – дух есенинской строки. Просто, искренне и мудро передает бесхитростный народный напев глубину и остроту драматизма есенинских строк. С новой силой ожило желание создать цикл песен на стихи Есенина, и вскоре замечательный ансамбль «Ореро» знакомит радиослушателей с задушевной  песней «Не жалею, не зову, не плачу».
Ведущий: В 1971 году Волгоградское, совместно с Центральным телевидением, снимало музыкальный фильм «А где мне взять такую песню» о творчестве Григория Пономаренко. В нем прозвучали лучшие произведения композитора тех лет. Их исполняли корифеи советской эстрады Ольга Воронец, Гелена Великанова, Иосиф Кобзон. Вместе с тем, впервые прозвучала вновь специально для этого фильма написанная песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», ставшая, пожалуй, самой популярной из всего есенинского цикла. 

В записи и в исполнении самодеятельных артистов звучат песни Г. Пономаренко «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая».

Ведущая: Окрыленный успехом композитор пишет на стихи Есенина все новые и новые песни. Это не переложение под музыку всего Есенина подряд. Это сомнения и раздумья, во время которых множество написанных вариантов безжалостно отклоняется. Композитор вслед за Есениным мог бы сказать о себе: «Я сердцем никогда не лгу». 
Ведущий: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», - писал Сергей Есенин. Пономаренко сумел глубоко претворить эту мысль поэта в жанре песни. Размашистые, пахнущие хлебом и землею – они  наполнены нежностью и пронзительной любовью к Родине.
Ведущая: В аннотации к пластинке с записью песен на слова Есенина поэт-песенник Виктор Боков пишет: «Лирическое дарование Пономаренко хорошо уживается с лиричностью стихов Есенина. Быть может, мелодии композитора слишком минорны, но и это было в поэте – певце русской природы. Пономаренко раскрыл перед нами грустного Есенина и убедил нас, что Есенин именно таков. Он подошел к его поэзии бережно, любовно, восторженно, преклоняясь перед яркостью и языческой первозданностью есенинских образов».
Ведущий: Композитору удалось найти свой индивидуальный, простой и доверительный тон общения со слушателем, поэтому многие из его песен любимы народом.

В исполнении хора русской песни звучат песни Г. Пономаренко на стихи С.Есенина на выбор руководителя коллектива (см. Приложение №1).

Ведущий: В начале 80-х в связи с Есенинскими стихами вновь появилось слово «антисоциальный». Вернее, оно возникло в связи с первым обращением российских рок-музыкантов к циклу Есенина  «Москва кабацкая».
Ведущая: В есенинском «хулиганстве», прежде всего, повинна критика. Затем - читатели и толпа литературных вечеров, литературных кафе и клубов. Еще до литературного эпатажа имажинистов печать бросила в него этим словом, потом прицепилась к нему, как к кличке, и стала повторять с удивительной методичностью. После одной из таких критических заметок Есенин написал стихотворение, которое так и называлось – «Хулиган». На нашем вечере это стихотворение прозвучит в исполнении (представляет чтеца).

«Хулиган» 
(в сокращении)

Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по углам.
Плюйся, ветер, охапками листьев, -
Я такой же, как ты, хулиган.

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

Бродит черная жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам,
И по крови степной конокрад.

Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

Но, не бойся, безумный     ветр.
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрет меня кличка «поэт»,
Я и в песнях, как ты, хулиган.

Ведущий: Эту вещь Есенин потом читал с огромным успехом. Стоило выйти на эстраду, как толпа начинала орать: «Хулигана!» И тогда поэт окончательно трезвым умом решил, что это его дорога, его «рубашка». Вскоре появились поэмы «Исповедь хулигана», «Любовь хулигана» и так далее, во всех возможных вариантах.
Ведущая: И вот поэт вновь дает публике пищу для пересудов. В Берлине он создает первые стихи из цикла «Москва кабацкая», называет себя хулиганом, скандалистом, и с отчаянной решимостью подводит итог прежней жизни.
Ведущий: Книга породила легенду о поэте – пропойце, пишущем свои стихи чуть ли не за кабацкой стойкой. Переубедить публику было невозможно, потому что Есенин, когда писал, прятался даже от друзей.
Ведущая: Из воспоминаний мужа сестры Есенина Василия Наседкина:
«Первую половину недели он работал ежедневно и никого не пускал без приглашения. Это было священнодействие. Он приводил себя и рабочий стол в идеальный порядок, на стол ставил цветы, пил только горячий чай. А вторая половина недели заполнялась компаниями, он выбивался из колеи».
Ведущий: Интересная деталь. Есенина, как широко известного поэта деревни, трогать не решались. Более того – всем милицейским участкам Москвы было  дано негласное распоряжение после каждого скандала отпускать его, задерживая лишь для вида и не давая делу хода. Однако на него, после его скандалов, заведено 13 уголовных дел.
Ведущая: И вновь, через столько лет, к нам вернулось обращение к «Москве кабацкой» как социальный протест. А выразителями которого в музыке в 80-е годы являлись именно рок-группы.
Ведущий: В 1980 году пятеро участников ВИА "Молодые Голоса" предложили поэкспериментировать - написали несколько песен и стали исполнять их в конце основной программы. То, что происходило со зрителями, когда на сцене оставалась эта пятёрка, убедило всех - это то, что надо. Так появилась группа «Круиз». И молодежь 80-х с энтузиазмом запела под гитару "Не позволяй душе лениться", "Крутится волчок" и - «Гуляку» на стихи Сергея Есенина. Министерством культуры эти песни были признаны антисоциальными, и потому, находясь на пике популярности, группа "Круиз" не имела ни одного телевизионного эфира, не могла выпустить ни одного диска на единственной фирме грамзаписи, «Мелодия».
Ведущая: В конце 1982 года автор песни «Гуляка» Сергей Сарычев покидает «Круиз», организовав свой сольный проект "Альфа". Группа берет песню в свой репертуар, и она продолжает жить, только наращивая популярность. В конце 1997 года «Гуляка» в исполнении группы «Альфа» попадает в видеосборник хитов радиостанции «ХИТ-FM», а сегодня ее исполняет коллектив «Отпетые мошенники». 
Ведущий: Впрочем, «Гуляка» - не единственное обращение современных музыкантов к циклу «Москва кабацкая». В 1996 году группа «Монгол Шуудан» выпускает альбом «Истина», в который вошла композиция «Москва», сочиненная на стихи Сергея Есенина и принесшая исполнителям всенародную популярность, а певец Александр Малинин исполняет песню «Мне осталась одна забава».

В исполнении ВИА звучат песни группы «Монгол Шуудан» «Москва» («Да, теперь решено без возврата…»), С.Сарычева «Гуляка» и С. Беляева «Мне осталась одна забава». Песни может спеть солист под фонограмму «минус» или под гитару.

Ведущая: Обращаться к поэзии Есенина стало свойственно  современной эстраде. На свет появляются все новые и новые песни, радующие слушателя. Авторы беззаветно следуют известной традиции русской эстрады, согласно которой первичным является слово.

В исполнении солиста звучат песни В. Захарченко «Молитва» и А. Новикова «Цветы на подоконнике»

Ведущий: Создание песен на стихи Есенина – задача увлекательная и, в то же время, необычайно сложная: есенинский стих удивительно музыкален, за каждой строкой поэта тихо и тайно звучит напев - русский, лирический, задушевный. И лишь тот, кому удастся проникнуть в заветные, глубинные тайны есенинской поэзии, кто расслышит заключенную в ней скрытую мелодию и поможет ей зазвучать в полный голос, - тот добьется успеха.


Ведущая: И сейчас я предлагаю всем вместе спеть самые любимые песни на стихи Сергея Есенина. И совсем не страшно, что многие из них уже звучали в нашем вечере.

В завершении вечера ведущие вместе с залом исполняют песни на стихи С. Есенина в сопровождении баяна или гитары. Возможен вариант «караоке».

Автор-составитель:
ст. методист ОМО
Л.Н. Смирнова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Васина – Гроссман, В. Мастера советского романса: Исследование. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1980. – 317 с., нот.
2.    Григорий Пономаренко и его песни / Сост. И.А. Петрусенко. – М.: Музыка, 1987.  79 с., ил.
3.    Есенин С.А. Собрание сочинений. В. 2-х т. Т.1. Стихотворения. Поэмы / Слово о поэте Ю.В. Бондарева; Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия; Современник, 1990. – 480 с., портр. 
4.    Есенин С.А. Собрание сочинений. В. 2-х т. Т.2. Стихотворения. Поэма. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия; Современник, 1990. – 384 с.
5.    Песни и романсы на стихи Сергея Есенина / Ред.: С. Шилов. – Записи 1980 г. – Мелодия, С60-10907-8. – 2 ст.
6.    Свиридов Г. [Произведения] / Исп. Ленингр. Гос. Академ. Капелла им. М.И. Глинки. – Запись 1982 г. – Мелодия, С10-18857-009. – 2 ст.
7.    Свиридов Г. Поэма памяти Сергея Есенина / Исп. А. Масленников (тенор), Госуд. Респ. Академ. Капелла им. А.А. Юрлова. Симф. Оркестр Ленингр. Гос. Филармонии. –Записи 1974 г. – Мелодия, С10 - 05799-800. – 2 ст.
8.    Сохов А. Георгий Свиридов. – 2-е изд., доп. - М.: Сов. Композитор, 1972. – 320 с., ил.
9.     Материалы сайтов Интернет.

 
Приложение №1

Список песен на стихи Сергея Есенина
(в скобках приведены даты создания стихотворений)

Песни Григория Пономаренко:
Выткался на озере (1910) 
Дай, Джим, на счастье лапу мне (1925) 
Заиграй, играй, тальяночка (1912) 
Заметался пожар голубой (1923) 
Клен ты мой опавший (1925) 
Королева (1914-15) 
Над окошком месяц (1925) 
Не бродить, не мять в кустах багряных (1915) 
Не жалею, не зову, не плачу (1921) 
Несказанное, синее, нежное (1925) 
Никогда я не был на Босфоре (1924) 
Отговорила роща золотая (1924) 
Письмо к женщине (1924) 
Пускай ты выпита другим (1923) 
Сыпь, тальянка (1925) 
Шаганэ ты моя, Шаганэ (1924) 
Эх, вы, сани (1925) 
Я по первому снегу бреду (1917) 
Я покинул родимый дом (1918) 

Песни других авторов:
Белая береза (Кутузов) 1913
Береза (А. Флярковский) 1913
Березка (Т. Хрненников) 1918
В том краю, где желтая крапива (Г. Пономаренко, А. Вертинский) 1915
Вот оно, глупое счастье (Ю. Чичков) 1918
Гуляка (С. Сарычев) 1922
Заиграй, сыграй, тальяночка ( А. Федякин) 1912
Звезды (И. Уманский) 1911
Какая боль, какая жалость (исп. А. Малинин)
Калики (Р.Бунин) 1910
Клен ты мой опавший (РНП в обр. О.Агафонова) 1925
Колыбельная (А. Мосолов)
Королева (Г. Подэльский) 1914-15?
Милая, мне скоро будет тридцать (В. Пак)
Мне грустно на тебя смотреть 1923
Мне осталась одна забава  (С. Беляев) 1923
Молитва матери (В. Захарченко) 1914
Москва ( группа «Монгол шаудан») 1922
Над окошком месяц (Е. Попов) 1925
Нивы сжаты, рощи голы (Е. Попов) 1917
Песни, песни, о чем вы кричите? (А. Покровский) 1917-18
Письмо к матери (В. Липатов) 1924
Письмо к матери (Ю. Лаос) 1924
Погасло солнце… Тихо на лужке… (С. Пушкина) 1915
Пурга (В. Кручинин)
Разгулялась вьюга (В. Клюев)
С добрым утром (А. Баев) 1914
Синий май (А. Абрамский) 1925
Снежная равнина (Н.Пейко) 1925
Спите, любимые братья (В. Кикта) 1918
Сыплет черемуха снегом (Н. Булашкин) 1910
Темна ноченька (Львов-Компанейц) 1911
Ты запой мне ту песню (Р. Бойко) 1925
Ты меня не любишь, не жалеешь  (А. Липин) 1925
Цветы на подоконнике (А. Новиков) 1924
Шаганэ ты моя, Шаганэ (А. Живцов) 1924
Шаганэ ты моя, Шаганэ (В. Бойко) 1924
Эй вы, кони (Л. Лядова) 1925
Эх вы, сани, сани! (А. Билаш) 1925